О режиме дня школьника
Вопрос «Нужен ли режим?» по-прежнему актуален, а сомневающиеся в его необходимости есть всегда. Нужно ли соблюдать режим? Это сдерживает свободу ребенка, не давая ему развиваться естественно? Или же режим — необходимость, и наладить его во что бы то ни стало — основная задача родителя?
Зачем ребёнку режим дня?
Режим дня — определенное чередование разных видов деятельности в течение суток, включающее учебу, труд, отдых, сон, прием пищи, гигиенические процедуры, а также рациональное соотношение умственной и физической нагрузки. Правильный режим – главное условие сохранения здоровья. Режим строится на основе биологического ритма функционирования организма. Вот почему режим дня так важен, его соблюдение необходимо для здоровья и правильного развития школьника. Благодаря режиму обеспечивается высокая работоспособность ребёнка в течение дня. Правильно спланированный режим дня обязательно предусматривает соблюдение правил личной гигиены, гигиены питания и положительно сказывается на формировании навыков здорового образа жизни.
А что будет, если режим не соблюдать?
Первокласснику трудно привыкнуть к режиму в школе. В результате адаптация проходит сложно. Нарушения в распорядке дня школьников отражаются на их самочувствии и работоспособности. Нередко учащиеся жалуются на головные боли, разбитость, плохую память, отсутствие аппетита, сонливость, апатию.
Рекомендации по составлению режима дня школьника:
· Начинать день следует с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность – 10 -15 минут.
· После зарядки - утреннее умывание или ежедневный душ. Также ребенок убирает постель, одевается, причесывается. Следует приучить детей отправляться в школу чисто и опрятно одетыми.
· Приучите ребёнка завтракать, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.
· Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.
· Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы. Уроки нужно готовить в тишине, исключив шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.
· 1,5-2 часа свободного времени необходимо выделить для занятий по интересам.
· Учащимся начальных классов рекомендуется находиться на свежем воздухе не менее 3 часов. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.
· Для сна необходимо выделить не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение
· Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.
· Для полноценного отдыха важное значение имеет правильное соблюдение распорядка дня в выходные, так как он претерпевает некоторые изменения. Но в целом он не должен нарушаться. Основные составляющие элементы распорядка дня должны выполняться, как и в будние дни: утренний туалет и зарядка, время приема пищи, время отхода ко сну. В выходной день допустимо поспать утром на 1 час дольше, но не более. Время, освободившееся от посещения школы, должно быть использовано для пребывания на свежем воздухе, спортивных игр, катания на велосипеде, лыжах, коньках и др.
Примерный режим дня обучающихся.
Подъем 7.00.
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.30.
Утренний завтрак 7.30-7.50.
Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50-8.15
Занятия в школе 8.30-13.30
Горячий завтрак в школе около 9.15
Обед 13.00-13.30.
Послеобеденный отдых 13.30-14.30
Приготовление домашних заданий 14.30-16.00.
Полдник 16.00-16.30
Приготовление домашних заданий, помощь по дому 16.30-17.30.
Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.
Ужин и свободные занятия 19.00-20.00.
Приготовление ко сну 21.00-21.30.
Сон 22.00-7.00.
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей-инвалидов:
·Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
·Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
·Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
·Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
·Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
·Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
·Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
·Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
·Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
·Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
·Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
·Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
·Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
·Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
·Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
·Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
·Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
·Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
·Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
·Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
·Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
·Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.