Логопедическое сопровождение учащихся МБОУСОШ № 3.
Рабочая программа логопедического обучения для обучающихся НОО.
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начального общего образования
(дети с ОВЗ: НОДА).
В МБОУ СОШ № 3 создан логопедический пункт.
- Сопровождение учащихся идёт комплексно в содружестве с:
учителями начальных классов, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником и администрацией.
Цель: оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, создание условий для успешного освоения общеобразовательной программы.
Задачи: - своевременное выявление, предупреждение, преодоление трудностей в освоении общеобразовательной программы;
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей).
- Логопедический кабинет № 12 оснащён современным оборудованием:
- Классная доска. Съёмная доска для письма. Многофункциональная съёмная панель.
- Шкафы. Регулируемые парты и стулья. Компьютерные столы.
- Ноутбук. Многофункциональное устройство hp LASERJET PROFESSIONAL M 1130.
- «Верботон Г30Л» - электроакустический аппарат для коррекции речевых расстройств и для работы с детьми с нарушениями слуха.
Коррекционная работа осуществляется по направлениям:

-Рекомендации учителя-логопеда родителям, педагогам.
1. Развивайте все компоненты речевой системы.
совершенствуйте графо-моторные навыки и пространственно-временные представления;
учите слышать и различные звуки (с-ш, з-ж, ш-щ, р-л, ль-й и др.); выделять заданный звук в слове; определять порядок и количество звуков в слове; проговаривать многосложные слова;
развивайте общую, крупную и мелкую моторику;
выполняйте артикуляционные упражнения и дыхательную гимнастику;
следите за правильным произношением звуков, слов;
составляйте рассказы и пересказывайте небольшие рассказы и сказки.
2.
Давайте детям образцы правильной, чёткой речи.
Добивайтесь от детей чётких, ясных, полных ответов.
Дисграфия и дислексия – что это?
Специфические нарушения письменной речи (письмо и чтение) тревожат учителей и родителей, так как они напрямую влияют на учебные успехи ребёнка. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).
Дети с данным расстройством испытывают серьезные сложности при написании букв и слов, делают значительное количество грамматических ошибок, не могут правильно отображать письменные знаки и символы. У дисграфиков почерк в основном неровный и неаккуратный, а задания выполняются медленно и с большим трудом. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» - чтение. Ребенок может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки, и не различать звуки речи, сходные по акустическим признакам (например: р – л, б – п, в – ф, м – н и т.п.).
Ключевая цель занятий с логопедом – это усвоение ребенком информации о том, как правильно произносятся звуки и каким образом отображаются в письменном виде. Для этого используются разноплановые речевые игры и упражнения, а также применяется система наглядной визуализации.
Упражнения, которые помогут ребенку справиться с дисграфией.
1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачёркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы (например: р – л, с – ш и т.д.).
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.
2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Пишите тексты по 40 – 70 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте, пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачёркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
4. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.
5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Прежде всего, спокойствие. Готовность к медленной и равномерной работе.